logotype
Vasily Ivanovic Surikov
image1 image2 image3 image3

Шедевры Сурикова. ”Утро стрелецкой казни”.

Утро стрелецкой казни1 марта 1881 г. на очередной выставке Товарищества передвижных художественных выставок была представлена картина В. Сурикова “Утро стрелецкой казни”. Это была первая работа художника, выставленная на суд зрителей. П. Третьяков купил полотно у Сурикова прямо на выставке за восемь тысяч рублей. Эти деньги избавили живописца от забот о хлебе насущном и развязали ему руки для продолжения работы в избранном направлении.

Восставшие стрельцы намеревались возвести на престол вместо Петра, окружившего себя иноземцами, царевну Софью, заточенную в Новодевичьем монастыре, или, в случае отказа Софьи, ее фаворита В. Голицына, находившегося в ссылке. В июне 1698 года они были разбиты верными Петру полками под Новоирусалимским монастырем.


Главный герой исторических полотен Сурикова — народ, а основное содержание — драматический конфликт времени. Описание казни художник нашел в записках ее очевидца, австрийского дипломата Иоганна Корба: "... Отовсюду вокруг толпы несчастных слышны были стоны и вопли... А когда быстрые кони увлекали осужденных на самое место казни, то плачь женщин усиливался, переходя в громкие рыдания и вопли... Из поместья воеводы Шеина были приведены на смерть еще сто тридцать стрельцов. По обеим сторонам всех городских ворот было воздвигнуто по две виселицы, и каждая предназначалась в тот день для шести бунтовщиков… Добровольными усилиями взбирались они по лестницам к перекладине и, осенив себя на четыре стороны света крестным знамением, сами себе закрывали полотном глаза и лицо (таков обычай у этого народа). Очень многие, надев петлю на шею, стремглав бросались с подмостков, желая ускорить свой конец повешением».
Известно, что казнь происходила в подмосковном селе Преображенском, но для придания событию большей значимости Суриков перенес его на Красную площадь. Художник изобразил Кремль, собор Василия Блаженного. У Лобного места — толпа стрельцов в ожидании казни. Над площадью стоит неслышный зрителю, но явно ощущаемый гул голосов — плачущих, стенающих, молящихся, проклинающих... Лица и позы многих персонажей картины полны страданий и переживаний. На полотне разыгрывается настоящая человеческая драма.
Центром картины являются два персонажа: стрелец с рыжей бородой и царь Пётр.

Их непримиримые взгляды скрещиваются на полотне. Образ рыжебородого стрельца– злой, непокорный тип. Он не покорился, даже зажжённую свечу он сжал в руке, словно нож.

Идут последние минуты перед казнью…

Ещё не полностью рассеялся туман раннего осеннего утра. Все персонажи картины показаны эмоционально: первого приговоренного солдаты уже тащат к виселице. Затравленно озирается вокруг чернобородый стрелец. Взгляд седого стрельца безумен – он в ужасе от того, что сейчас произойдет. Стрелец на телеге прощается с народом, склонившись. Отчаянно кричит молодая жена стрельца, бессильно опустилась на землю старуха-мать.

Тёмный и тяжёлый колорит полотна подчёркивает трагизм происходящего.

 Для картины символично число 7: на картине присутствует 7 свечей, 7 видимых с места события глав храма Василия Блаженного, 7 стрельцов (одного увели, осталась лишь свечка, как изображение его души). 

 

2017  Василий Иванович Суриков   globbers joomla templates
Изобразительное искусство